суббота, 5 ноября 2016 г.

Семь главных бизнес-концепций, которые стыдно не знать

В этой статье  кратко и понятно рассказано о 7 базовых концепциях, которые изучают во всех бизнес-школах мира. Эти концепции полезно знать не только начинающим бизнесменам, но и всем, кто считает себя образованным человеком.

1. Концепция позиционирования 

«На упаковке Duracell просто написано: „Duracell“, жирным шрифтом. В словах „щелочные батареи“ нет необходимости, поскольку это и означает Duracell. Вот вам и вся суть позиционирования. Нужно сделать так, чтобы ваша марка означала типовой товар. Чтобы покупатель мог свободно заменять одно название на другое» — вот так по-простому объясняет Джек Траут суть своей концепции позиционирования. 


Впервые о позиционировании заговорили в 1969 г. после того, как в журнале Industrial Marketing была опубликована статья Джека Траута «Позиционирование — игра, в которую люди играют на современном „и я тоже“ рынке». Под словом «позиционирование» подразумевалась работа с позицией в сознании потребителей. Траут уверен, что недостаточно изобрести новинку или сделать открытие. Иногда этого даже не требуется. Главное — первым проникнуть в сознание потребителей. Многие компании не понимают разницы между созданием продукта и марки. Продукт есть то, что произведено на предприятии. Марка есть нечто, производимое в сознании. Рыночный успех предполагает выпуск марок, а не продуктов. Сегодня, как никогда, нужно иметь собственную позицию. Конкурентов слишком много. Если не наживать врагов, то есть стремиться угодить всем и вся, победить невозможно. Чтобы добиться успеха, нужно завоевать свою нишу на рынке. Как это сделать, Траут рассказал в своей самой известной книге «Позиционирование: битва за умы». 

2. Стратегия голубого океана 

Автор этой концепции профессор бизнес-школы INSEAD Чан Ким предлагает воспринимать рыночную вселенную как два океана — алый и голубой. Алый океан символизирует известные на сегодняшний день отрасли, границы которых определены, а правила игры всем известны. По мере ужесточения конкуренции на таком рынке перспективы роста и получения прибыли у компании становятся все более сомнительными. Новинки превращаются в товары массового потребления, а растущая конкуренция окрашивает воды этого бизнес-океана в кроваво-красный цвет. Голубой океан — это нетронутые участки рынка, которые дают возможность неограниченного роста и высоких прибылей. Голубой океан — это еще не существующие отрасли, где конкуренция никому не грозит, поскольку правила игры только предстоит сформулировать. Здесь имеется достаточно возможностей для развития компании, для увеличения прибыли и быстрых темпов роста. Чан Ким в своем революционном бестселлере «Стратегия голубого океана» обращает наше внимание на то, что даже на самых исследованных рынках можно уходить от конкуренции, находить новые ниши и внедрять новые стратегии быстро и с оптимальными затратами, наслаждаясь чистыми и безопасными водами свободного голубого океана. Преимущества стратегии, предложенной Чан Кимом, весьма ощутимы: из более чем сотни исследованных им компаний только каждая седьмая шла по пути создания голубого океана, но при этом суммарная прибыль этого меньшинства в полтора раза превысила суммарную прибыль выбравших традиционный подход к разработке стратегии. 

3. Реинжиниринг 

Эта концепция подробно описана в книге Джеймса Чампи, Майкла Хаммера «Реинжиниринг корпораций», которая входит в список обязательной литературы по менеджменту во всех ведущих бизнес-школах мира. Суть реинжиниринга в том, чтобы начать все сначала. Это отказ от устоявшихся процедур, это поиск ответа на вопрос: «Если бы я заново создавал эту компанию сегодня, учитывая мои нынешние знания и современные технологии, какой бы она стала?» Начало реинжинирингу положила фраза, произнесенная одним из авторов книги в конце 1980-х: «Автоматизация беспорядка приводит к автоматизированному беспорядку». Если организация не переосмыслит свои бизнес-процессы, наложение на них новой технологии ни к чему не приведет. Авторы книги считают, что эффективность компаний падает не из-за лени сотрудников или нерадивости руководства, а потому, что они (компании) не могут больше приспосабливаться к стремительно меняющемуся миру. Правила и наиболее распространенные ошибки реинжиниринга авторы изложили в книге «Реинжиниринг корпорации». Не случайно она входит в качестве обязательной литературы в курсы по менеджменту всех ведущих бизнес-школ мира. 

4. Бережливое производство 

Независимо от сферы деятельности в организации существуют задачи и процессы, которые можно и нужно стандартизировать, упростить и сделать как можно более эффективными. Концепция бережливого производства (lean-production), разработанная в Японии, предлагает отличные инструменты для устранения потерь. «Самое важное, что нужно запомнить о бережливом производстве, - говорит признанный лидер lean-production Дон Тэппинг в своей книге «Бережливый офис», - это то, что данная управленческая технология доказала свою эффективность во всех сферах бизнеса». 

Сегодня бережливое производство завоевывает все больше стран и успешно реализуется на практике во всем мире. Главная задача этой технологии - выявить и устранить все виды деятельности, которые не добавляют ценности для потребителя. Для этого разработаны конкретные методы, которые подробно описаны в книге Дона Тэппинга «Бережливый офис». 

5. Эмоциональный интеллект 

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность выявлять и понимать эмоции, как собственные, так и чужие, а также способность использовать эти знания, чтобы управлять своим поведением и отношениями с людьми. Лидер, не обладающий эмоциональным интеллектом, может иметь первоклассную подготовку, обладать острым умом и бесконечно генерировать новые идеи, но он все равно будет проигрывать лидеру, умеющему управлять эмоциями. Впервые об этом явлении заговорили на Западе после выхода книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональное лидерство». 

Гоулман в течение нескольких лет исследовал работу 500 крупнейших компаний, чтобы выяснить, какие же способности, навыки и черты характера их руководителей и сотрудников наиболее способствуют успеху. Это исследование привело к впечатляющему результату: чем выше был ранг руководителя, тем большую роль в его успехе играли способности, связанные с EQ, а не с интеллектом. При сравнении выдающихся представителей топ-менеджмента с середнячками, занимающими посты того же уровня, оказалось, что около 85% (!) различий в их эффективности можно приписать факторам эмоционального интеллекта, а не умственным способностям. 

6. Концепция жизненных циклов компаний 

Эту концепцию разработал и описал в своей книге «Управление жизненным циклом корпорации» известный бизнес-мыслитель, доктор Ицхак Адизес. Адизес считает, что любая организация имеет свой жизненный цикл. Она также рождается, развивается, стареет и умирает, как и мы с вами. На каждом этапе своего жизненного цикла и при переходе от одного этапа к другому у компании возникают вполне определенные трудности или временные (нормальные) проблемы, с которыми она должна уметь справляться. Кроме того, компания должна научиться избегать аномальных проблем. Адизес выделяет несколько этапов жизненного цикла компании: ухаживание, младенчество, бурные годы «Давай-давай», юность, расцвет, старение, окончательный упадок и смерть. Он рассказывает, как вовремя разглядеть признаки старения и не дать компании прийти в упадок и умереть. 

7. Методология PAEI 

Это вторая, но не менее известная концепция Ицхака Адизеса, которую он описал в своих книгах «Идеальный руководитель» и «Как преодолеть кризисы менеджмента».  Код PAEI включают в себя четыре управленческих стиля: 

1) стиль производителя – ориентация на конкретный результат (Р); 

2) стиль администратора – ориентация на создание и соблюдение четких норм и правил (А); 

3) стиль предпринимателя – ориентация на преобразования (Е); 

4) стиль интегратора – ориентация на сплочение коллектива (I). 

Играть все четыре роли сразу одному человеку не под силу. Выход: создать команду, участники которой владеют разными стилями управления и компенсируют слабые стороны друг друга. У команды обязательно должен быть лидер, задача которого – не допускать доминирования одного из стилей. И тогда, как считает Адизес, кризис компании не грозит. 

Подробнее обо всех этих концепциях вы можете прочитать в книгах, представленных в Библиотеке «Главная мысль». 

О концепции позиционирования – в книге Джека Траута «Позиционирование: битва за умы»; 

О стратегии голубого океана – в книге Чана Кима «Стратегия голубого океана»; 

О реинжиниринге – в книге Джеймса Чампи, Майкла Хаммера «Реинжиниринг корпораций»; 

О бережливом производстве – в книге Дона Тэппинга «Бережливый офис»; 

Об эмоциональном интеллекте – в книге Дэниела Гоулмана «Эмоциональное лидерство»; 

О концепции жизненных циклов компании – в книге Ицхака Адизеса «Управление жизненным циклом корпорации»; 

О методологии PAEI – в книгах Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель» и «Как преодолеть кризисы менеджмента».  

По материалам проекта «Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении»
Опубликовано на  сайте "Генеральный директор"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.