понедельник, 26 октября 2015 г.

Реформа железнодорожного транспорта

Реформа отрасли

18 мая 2001 года Правительством Российской Федерации была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Цели реформы железнодорожного транспорта, определенные программой

  • Повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития.
  • Формирование единой гармоничной транспортной системы страны.
  • Снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом.
  • Удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.

Задачи и принципы, направленные на достижение целей реформы

  • Разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности.
  • Сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления.
  • Поэтапное прекращение перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими, внутрироссийскими и экспортно-импортными перевозками.
  • Совершенствование тарифной политики.
  • Дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров.
  • Недопущение слияния предприятий, действующих в потенциально конкурентной среде, с предприятиями естественно-монопольного сектора.
  • Обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава.
  • Выделение из сферы деятельности федеральных железных дорог объектов социально-бытового и другого назначения (кроме специализированных) для снижения непроизводственных издержек.
  • Обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учета.
  • Осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта.
  • Повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий.
I этап (подготовительный)
2001 - 2003 гг.
  • Разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание ОАО "Российские железные дороги".
  • Разработка проектов законодательных и иных нормативных актов для реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.
Подробнее о I этапе

II этап
Оптимизация структуры управления РЖД
2003 - 2005 гг.
Создание ДЗО ОАО "РЖД", осуществляющих открытые для конкуренции виды деятельности:
  • грузовые перевозки,
  • пригородные пассажирские перевозки,
  • сервисные предприятия,
  • телекоммуникации
  • НИОКР и проектирование ж/д транспорта.
Сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок.
Создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок.
Подробнее о II этапе

III этап
Создание и развитие конкурентного рынка железнодорожных перевозок
2006 - 2010 гг.
  • Развитие в сфере грузовых перевозок.
  • Переход большей части (60% и более) парка грузовых вагонов в частную собственность.
  • Создание Федеральной пассажирской компании по перевозкам в дальнем следовании.
  • Формирование пригородных пассажирских компаний с участием субъектов Российской Федерации.
  • Продажа акций дочерних общество ОАО "РЖД" частным собственникам с целью привлечения инвестиций в железнодорожную структуру.
Подробнее о III этапе

В целом, результаты проведенных трех этапов реформирования железнодорожного транспорта получили положительную оценку на заседании Президиума Правительства Российской Федерации в январе 2011 г., при этом отмечено, что ряд важнейших решений еще предстоит принять. В этой связи руководством страны принято решение продлить реализацию структурных преобразований на железнодорожном транспорте еще на пять лет в рамках осуществления четвертого этапа реформы. В настоящее время федеральными органами исполнительной власти подготавливаются соответствующие изменения в Программу структурной реформы на железнодорожном транспорте

Документы по реформированию железнодорожного транспорта

Постановление Правительства РФ №384 от 18.05.2001
"О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте"

См. также:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.