СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Управление федеральным железнодорожным транспортом до структурного реформирования осуществлялось МПС России. При этом в МПС России были совмещены функции органа государственного управления и хозяйствующего субъекта.
Основу системы железнодорожного транспорта составляла единая транспортная сеть, разделенная по географическому принципу на 17 железных дорог и 68 отделений железных дорог. Несмотря на то что железные дороги и их отделения являлись отдельными юридическими лицами, управление ими осуществлялось центральным аппаратом МПС России.
Линейные предприятия основной деятельности (железнодорожные станции, вагонные и локомотивные депо, дистанции пути и др.) входили в состав отделений железных дорог. Непосредственно в состав самих дорог входили предприятия промышленности (щебеночные, шпалопропиточные заводы и др.), подрядные строительные организации, а также объекты социальной сферы (учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, предприятия торговли и общественного питания, объекты жилищно-коммунального хозяйства и др.).
Кроме того, в систему железнодорожного транспорта был включен ряд организаций центрального подчинения МПС России, таких как функциональные центры (диспетчерский центр управления перевозками и др.), заводы (электротехнические, ремонтные и др.), НИИ и проектные организации, а также часть объектов социальной сферы (образования и здравоохранения).
Существующая ранее организационная структура управления железнодорожным транспортом имела серьезные недостатки:
– совмещение в МПС России функций органа государственного управления и хозяйствующего субъекта снижало эффективность выполнения, совершенно разных задач. Хозяйствующий субъект и государственный орган преследовали порой противоположные цели;
– существующая структура управления была основана главным образом на региональном делении и недостаточно учитывала вопросы организации и деятельности по их видам. В предыдущей структуре было 9 основных хозяйств отрасли (путевое, локомотивное, пассажирское, вагонное, управления перевозками; сигнализации, централизации и блокировки; грузовой и коммерческой работы; электрификации и электроснабжения; информатизации и связи) управлялись через 17 железных дорог и 68 отделений железных дорог;
– сложившееся деление на хозяйства не полностью совпадало с перечнем видов деятельности, предусмотренным «Концепцией структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», утвержденной постановлением правительства РФ от 15 мая 1998 года № 448);
– недостаточно четкое разделение учета по видам деятельности и наличие механизма расчетных цен снижали прозрачность финансовой деятельности системы железнодорожного транспорта, что препятствовало повышению ее эффективности и ограничивало возможности привлечения инвестиций;
– раздробленность федерального железнодорожного транспорта на отдельные юридические лица, которые являлись составными элементами единой системы, сопровождалась необоснованными транзакционными издержками.
Производственная структура управления федерального железнодорожного транспорта до начала реформирования приведена на рис. 2.1.
Основными проблемами системы железных дорог являлась неэффективная система регулирования, отсутствие конкуренции, высокий износ инфраструктуры и подвижного состава и отсутствие долгосрочного объема инвестиций, а также высокие социальные расходы. Идеология эволюционного подхода к реформе отрасли была заложена ещё в 1996 г. в «Основных направлениях развития железнодорожного транспорта», принятых на Всероссийском съезде железнодорожников и утвержденных Президентом России, а затем в Концепции и Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте 1998 г . и 2001 г . [21].
Основные положение структурного реформирования железнодорожного транспорта в России были определены Указами Правительства РФ от 16.05.96 г. № 732 и от 28.04.97 г. № 426, а также Концепцией структурной реформы ФЖТ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.05.98 г. № 448, и, наконец, следующий документ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.05.2001 г. № 384 «Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте».
Обоснование необходимости реформирования федерального железнодорожного транспорта осуществлялось в проекте «Программы...» на основе анализа положения в отрасли в тот период и изложении целей, задач и принципов ее реформирования, определенных правительством РФ.
На основании постановления № 384 от 18 мая 2001 г. «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» [21], в котором установлено, что реформирование железнодорожного транспорта проводится в три этапа:
первый этап – 2001–2002 гг.;
второй этап – 2003–2005 гг.;
третий этап – 2006–2010 гг.;
были определены цели и задачи для каждого этапа реформирования.
Рис. 2.1. Схема производственной структуры управления федерального железнодорожного транспорта до начала реформирования
В настоящее время целями структурной реформы на железнодорожном транспорте являются:
o повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;
o формирование единой гармоничной транспортной системы страны;
o снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
o удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые
железнодорожным транспортом.
железнодорожным транспортом.
Выбор оптимальной модели организации железнодорожного транспорта в России осуществлялся с учетом состояния железнодорожного транспорта в России, а также опыта реформирования железных дорог за рубежом и российского опыта реформирования естественных монополий.
Принципиальными для успешной реализации выбранной организационной модели железнодорожного транспорта в России являются следующие основные положения:
o поэтапное реформирование и минимизация риска необратимых действий;
o разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью;
o разделение основных и неосновных видов деятельности;
o переход от монопольного состояния отрасли к конкурентному;
o формирование организационной структуры по основным видам деятельности;
o сохранение государственного регулирования и контроля над монопольным сектором (инфраструктурой);
o сохранение интеграции инфраструктуры с частью грузовых перевозок, по крайней мере в течение первых лет реформирования, с поэтапным увеличением доли подвижного состава, принадлежащего независимым компаниям-операторам.
Постановление правительства, приведенное выше, разделяет функции государственного регулирования и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте, поэтому при переходе к новой модели организации транспорта ключевым моментом является полное отделение функций государственного регулирования от хозяйственных функций. Это разделение необходимо для внедрения конкуренции в системе железнодорожного транспорта и является одним из условий обеспечения равноправного доступа независимых операторов к сетевой инфраструктуре и справедливого тарифообразования.
После исключения из Министерства путей сообщения Российской Федерации функций организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте оно сохранялось как федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и выполняло следующее:
1) проведение государственной политики в области железнодорожного транспорта исходя из требований экономики, обороноспособности и безопасности страны, потребностей населения;
2) разработку, утверждение и надзор за исполнением нормативных документов в области:
o технической эксплуатации железных дорог, иных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, безопасности перевозок и экологии, обеспечения охраны объектов, сохранности перевозимых грузов и имущества, пожарной безопасности, а также охраны труда;
o установления обязательных требований к техническим средствам, используемым на железнодорожном транспорте, а также услугам, предоставляемым при перевозках грузов и пассажиров (технических регламентов и стандартов);
3) лицензирование, сертификацию и стандартизацию на железнодорожном транспорте в пределах своих полномочий;
4) надзор за соблюдением метрологических правил и норм;
5) руководство мобилизационной подготовкой и гражданской обороной;
6) обеспечение защиты государственной тайны;
7) участие в осуществлении государственной политики в области борьбы с террористическими проявлениями на железнодорожном транспорте, координация и взаимодействие по данному вопросу с компетентными органами;
8) регулирование в области перевозок для государственных нужд и социально значимых перевозок пассажиров;
9) другие функции государственного регулирования в области железнодорожного транспорта.
Организационная структура открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
«Российские железные дороги»
В процессе реформирования будет осуществляться постепенный переход от преимущественно функционально-территориального принципа организации деятельности федерального железнодорожного транспорта к функциональному принципу, имея в виду ее классификацию по следующим видам деятельности:
o грузовые перевозки;
o содержание и эксплуатация инфраструктуры;
o предоставление услуг локомотивной тяги (в пассажирском и грузовом движении);
o пассажирские перевозки в дальнем следовании;
o пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
o ремонт подвижного состава;
o строительство объектов инфраструктуры;
o научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
o содержание социальной сферы;
o прочие виды деятельности.
Территориальные подразделения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (железные дороги и их отделения) будут осуществлять налоговые платежи в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Поступление налоговых платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации после создания открытого акционерного общества «Российские железные дороги» не изменится.
При формировании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» будут продолжены работы по совершенствованию системы управления движением, будет вестись отработка новой структуры управления перевозками, включающей в себя:
o главный центр управления перевозками;
o региональные центры управления перевозками;
o опорные центры;
o станции.
В структуре открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на всех этапах реформы сохраняются и на постоянной основе работают органы управления и структурные подразделения, ведающие вопросами обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства, которые в своей деятельности руководствуются специальной подпрограммой данной Программы.
На государственном уровне регулирование вопросов функционирования железнодорожного транспорта осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта (ФАЖТ) в составе Министерства транспорта. В ФАЖТ функционирует ряд департаментов по отраслям железнодорожного хозяйства. Ответственное управление компанией возложено на президента, которому в свою очередь подчинены: первый вице-президент, вице-президент по маркетингу и сбыту грузовых перевозок, вице-президент по экономике и финансам, главный бухгалтер и др. Первому вице-президенту подчиняются руководители основных департаментов. Всего в структуре РЖД таких департаментов 34, наряду с ними созданы 9 управлений, которые сопровождают и дополняют основную их деятельность. Также определенное место в структурном делении имеют Дирекции, Центры, Представительства и другие организации; обслуживающие работу железнодорожного транспорта, немаловажная роль здесь принадлежит железным дорогам, их 17, они выступают на правах филиалов Компании «РЖД: Восточно-Сибирская
(Иркутск); Горьковская (Нижний Новгород); Дальневосточная (Хабаровск); Забайкальская (Чита); Западно-Сибирская (Новосибирск); Калининградская (Калининград); Красноярская (Красноярск); Куйбышевская (Самара); Московская (Москва); Октябрьская (Санкт-Петербург); Приволжская (Саратов);
Сахалинская (Южно-Сахалинск); Свердловская (Екатеринбург); Северная (Ярославль); Северо-Кавказская (Ростов); Юго-Восточная (Воронеж); Южно-Уральская (Челябинск). В состав каждой из них могут входить несколько отделений железной дороги (Восточно-Сибирская дорога отделений не имеет), в ведении которых находятся линейные предприятия – станции, вокзалы, вагонные и локомотивные депо, дистанции пути и связи и т. д., которым подчинены отделения, а отделениям – линейные предприятия (железнодорожные станции, вагонные и локомотивные депо, дистанции пути и др.)
(Иркутск); Горьковская (Нижний Новгород); Дальневосточная (Хабаровск); Забайкальская (Чита); Западно-Сибирская (Новосибирск); Калининградская (Калининград); Красноярская (Красноярск); Куйбышевская (Самара); Московская (Москва); Октябрьская (Санкт-Петербург); Приволжская (Саратов);
Сахалинская (Южно-Сахалинск); Свердловская (Екатеринбург); Северная (Ярославль); Северо-Кавказская (Ростов); Юго-Восточная (Воронеж); Южно-Уральская (Челябинск). В состав каждой из них могут входить несколько отделений железной дороги (Восточно-Сибирская дорога отделений не имеет), в ведении которых находятся линейные предприятия – станции, вокзалы, вагонные и локомотивные депо, дистанции пути и связи и т. д., которым подчинены отделения, а отделениям – линейные предприятия (железнодорожные станции, вагонные и локомотивные депо, дистанции пути и др.)
Например: пассажирским хозяйством на уровне открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») управляет Департамент дальних пассажирских перевозок (ЦЛД). В структуру ЦЛД входят отдел экономики, отдел международных перевозок, отдел служебных билетов, общий отдел.
С 2006 г. в ОАО «РЖД» на правах филиала создана Федеральная пассажирская дирекция (ФПД). В структуру ФПД входят отделорганизации перевозок, отдел тарифов, отдел ремонта пассажирских вагонов, инспекция по аттестации и контролю за содержанием фирменных поездов, контрольно-ревизионный отдел, отделы развития услуг и обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах, отдел маркетинга, отдел питания, управление пригородных перевозок.
На дорогах управленческие функции в части, касающейся обеспечения пассажирских перевозок, осуществляют пассажирские службы (начальник пассажирской службы имеет индекс Л). В состав службы входят, как правило, оперативный отдел, технический отдел, отдел экономики, отдел бесплатных перевозок.
На дорогах организацией работы по обслуживанию пассажиров и распоряжением пассажирскими зданиями, техническими сооружениями, оборудованием, имуществом, средствами и материалами занимаются пассажирские компании, или региональные дирекции по обслуживанию пассажиров. Как правило, создаются раздельные дирекции по дальним и пригородным перевозкам.
В настоящее время управление железнодорожным транспортом осуществляется Компанией ОАО «РЖД» по приведенной ниже схеме (рис. 2.2).
Рис. 2.2 Схема существующей организационно-функциональной структуры ОАО «РЖД»
2.2. Основные документы, регламентирующие работу железнодорожного транспорта
Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство. Для четкого решения его задач требуется наличие основных документов, регламентирующих его работу.
Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции и других документов.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) [12] закреплены унифицированные общие нормы, относящиеся к железнодорожному, морскому, воздушному, автомобильному, внутреннему водному транспорту.
Отношения, возникающие по договорам железнодорожных перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, регулируются федеральными законами «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 г . № 17-ФЗ [6], «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г . № 18-ФЗ [7] и следующими документами:
– Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г . № 277 [13];
– Правилами сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС РФ от 27 декабря 1999 г . № 45ц [14];
– распоряжением МПС РФ «Размеры плат и сборов за услуги и работы, связанные с перевозкой пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа, хранением ручной клади, багажа и грузобагажа», утвержденным 30 августа 2002 г . № 470 р. [15].
Перевозки железнодорожным транспортом осуществляются на основе договора и регламентируются следующимиперевозочными документами:
· договор перевозок пассажиров – проездными документами (билетами);
· сдача пассажирами багажа – багажными квитанциями;
· сдача отправителями грузобагажа – грузобагажными квитанциями.
Главная цель договора перевозки пассажира – перемещение его из пункта отправления в пункт назначения. Из договора перевозки возникают обеспеченные правом основные обязанности перевозчика: доставить пассажира и его багаж в пункт назначения, в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру безопасные и комфортные условия поездки. При этом уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта – в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира (преимущественно за дополнительную плату). Потенциальный пассажир может приобрести билет в «обычный» вагон и в вагон повышенной комфортности, оплатив включенные в стоимость проезда сервисные услуги.
Приказом МПС России № 45ц от 27 декабря 1999 г . утверждены правила сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на железнодорожном транспорте. Сертификации подлежат услуги:
· предоставляемые на железнодорожных вокзалах до отправления поезда;
· по перевозке пассажиров;
· в пути следования поезда;
· предоставляемые пассажирам по прибытии поезда к месту назначения.
Перевозчик бесплатно обеспечивает пользователя услугами железнодорожного транспорта своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытии поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых ему услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льгот. За выдачу справок в письменной форме, а также справок, не связанных с оказанием услуг железнодорожного транспорта, взимается плата в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (ст. 85 Устава).
Физические лица имеют право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров. Согласно Федеральному закону о железнодорожном транспорте № 17-ФЗ «…пассажиры на период следования поездами дальнего следования подлежат обязательному страхованию».
Каковы же принципиальные положения новых законов?
Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» закрепляет основы нового подхода к организации перевозок на железнодорожном транспорте, состоит из 7 глав: общие положения; государственное регулирование в области железнодорожного транспорта; основные требования к организациям железнодорожного транспорта и объектам железнодорожного транспорта. Управление перевозочным процессом; безопасность на железнодорожном транспорте, охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта, организация работы в особых условиях; трудовые отношения и дисциплина работников железнодорожного транспорта; иные вопросы организации деятельности на железнодорожном транспорте; заключительные положения. Здесь обозначены принципы функционирования железнодорожного транспорта, такие как:
- устойчивость работы железнодорожного транспорта;
- доступность, безопасность и качество оказываемых услуг;
- развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта;
- согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.
В настоящем Федеральном законе даны определения основных понятий. Вот некоторые из них:
· железнодорожный транспорт общего пользования – производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;
· железнодорожный транспорт необщего пользования – совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд;
· инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее – инфраструктура) – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;
· железнодорожные пути общего пользования – железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;
· железнодорожные пути необщего пользования – железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;
· железнодорожный подвижной состав – локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор – вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав;
· перевозочный процесс – совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом;
· пользователь услугами железнодорожного транспорта – пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель(получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте;
· перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
· оператор железнодорожного подвижного состава – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров. Основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками определяются Правительством Российской Федерации;
· безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта – состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
На рынке железнодорожных перевозок появляются три субъекта: перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, пользователь услугами железнодорожного транспорта (пассажир, грузоотправитель, грузополучатель).
Впервые в российском законодательстве дано определение инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования как технологического комплекса, включающего в себя: железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Владелец инфраструктуры – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающий услуги по ее использованию на основании лицензии и договора.
Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусматривает новый подход к системе государственного регулирования на железнодорожном транспорте, обеспечивающий эффективное участие государства в функционировании отрасли в условиях ее реформирования.
Он расширяет сферу своего регулирования по обеспечению гармоничной работы железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Данный закон устанавливает требования к участникам перевозочного процесса, а также единые требования и подходы к техническому регулированию деятельности на железнодорожных путях необщего пользования. Наконец, им предусматривается пересмотр отношений собственников на железнодорожном транспорте с учетом проводимых структурных преобразований в отрасли, а также основ их финансово-экономических взаимоотношений, порядок обеспечения недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре и осуществления контроля правительством РФ.
Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Состоит из девяти глав, в которые включены 130 статей.
ФЗ определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, груза, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и, кроме того, порядок принципиально новой системы организации перевозок. Новой особенностью этой системы является разделение перевозочного процесса, ранее осуществляемого в рамках единой операции железными дорогами, на два самостоятельных спектра правоотношений – услуги инфраструктуры и перевозки.
Основные понятия, которые приведены в Уставе (не приводятся выше в Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»):
грузоотправитель (отправитель) – физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе;
грузополучатель (получатель) – физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа;
груз-объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах;
опасный груз – груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде;
багаж – вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки в пассажирском или почтово-багажном поезде до железнодорожной станции назначения, указанной в проездном документе (билете);
грузобагаж – объект, принятый от физического или юридического лица в установленном порядке для перевозки в пассажирском, почтово-багажном или грузопассажирском поезде;
перевозочный документ – документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (транспортная железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция);
пассажир – лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее;
железнодорожная станция – пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
В первоначальном Уставе (1836 г .) Царскосельской дороги, являвшейся собственностью акционерного общества, не содержалось никакого указания относительно правительственного надзора за ней, как нет и ни одного слова о том учреждении, которое в настоящее время называется Управлением дороги. Со временем осуществляемая Департаментом железных дорог функция по надзору за частными дорогами была закреплена в Уставе Царскосельской дороги (1852 г .) и была введена должность управляющего дорогой, назначаемого правительством.
Для осуществления перевозок пассажиров, груза, багажа и грузобагажа перевозчики и владельцы инфраструктуры заключают договор об оказании услуг на использование инфраструктуры. На основании договора перевозчику предоставляются права на использование инфраструктуры.
Законом установлены четкие требования в области взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, а также подробно определена взаимная ответственность всех участников перевозочного процесса: перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров.
Федеральный закон «О естественных монополиях» устанавливает тарифы, сборы и платы, связанные с выполнением работ (услуг) в местах как общего, так и необщего пользования исходя из себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточную деятельность железнодорожного транспорта и частных предпринимателей. Остальные тарифы, сборы и плата устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках. Президентом РФ 27 февраля 2003 г . подписанФедеральный закон «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях», которыйсостоит из 6 глав, содержащих 27 статей, содержит следующие определения основных понятий:
· естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
· субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
· потребитель – физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии;
· руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) – лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта).
Сферы деятельности субъектов естественных монополий:
– транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
– транспортировка газа по трубопроводам;
– железнодорожные перевозки;
– услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
– услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
– услуги по передаче электрической энергии;
– услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
– услуги по передаче тепловой энергии;
– услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа представляют собой правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, пассажиров, отправителей, покупателей, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозки пассажиров, ручной клади, багажа и грузобагажа.
Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»устанавливает организационно-правовые особенности приватизации имущества на федеральном железнодорожном транспорте, в ходе которой создается единый хозяйствующий субъект – ОАО «РЖД».
В отношении имущества инфраструктуры в силу стратегической значимости железнодорожного транспорта в целях обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства законом вводится режим ограничения оборота данного имущества. Закон закрепляет принцип сохранения единства и централизованного управления производственной инфраструктурой железнодорожного транспорта, которая может находиться только в собственности ОАО «РЖД» или в федеральной собственности.
Дополнительной гарантией стабильности работы железнодорожного транспорта является установленный законом запрет на продажу, а также залог акций ОАО «РЖД».
Подготовлены и приняты постановления Правительства РФ, утверждающих «Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта» и «Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования».
Эти документы гарантируют перевозчикам, независимо от их форм собственности, равные права по использованию инфраструктуры. В дальнейшем, по мере накопления опыта, правила будут дорабатываться.
Четкая и бесперебойная работа железных дорог и безопасность достигаются неуклонным выполнением «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» (ПТЭ), «Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации» и «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации».
Первые правила были введены на железной дороге Петербург – Москва в год ее открытия – 1851 г ., а год спустя было издано «Положение о сигналах». Через 20 лет, когда железнодорожная сеть значительно увеличилась, были изданы единые для всех дорог «Правила движения» и «Правила охранения содержания и ремонта». Еще 20 лет спустя неторопливое путейское ведомство разработало «Правила содержания и употребления подвижного состава».
В 1898 г . три документа были объединены в «Правила технической эксплуатации железных дорог, открытых для общего пользования». Этот документ просуществовал вплоть до 1921 г ., когда Наркомом путей сообщения были утверждены «Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР». По мере развития железных дорог этот документ дополняется и изменяется.
«Правила технической эксплуатации» железных дорог Российской Федерации устанавливают следующее: основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта; основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним; систему организации движения поездов и принципы сигнализации [1].
Соблюдение ПТЭ обязательно для всех подразделений и работников железнодорожного транспорта.
«Инструкция по сигнализации» на железных дорогах РФ устанавливает систему видимых и звуковых сигналов для передачи приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы сигнальных приборов, с помощью которых эти сигналы подаются [19].
Лица, поступающие на железнодорожный транспорт на должности, связанные с движением поездов, допускаются к работе только после проверки знания ими ПТЭ, «Инструкции по сигнализации» и «Инструкции по движению поездов», а также должностных инструкций, инструкций по технике безопасности. Они должны пройти медицинское освидетельствование. Лица моложе 18 лет не могут занимать должности, связанные с движением поездов.
Каждый работник железнодорожного транспорта обязан подавать сигнал остановки поезду во всех случаях, угрожающих жизни людей или безопасности движения, а при обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения или загрязнения окружающей среды, работник должен немедленно принимать меры к ограждению опасного места и устранению неисправности.
«Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации» [20] в соответствии с основными положениями, установленными ПТЭ и «Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации», конкретизирует правила:
♦ приема, отправления и пропуска поездов при различных средствах сигнализации и связи как в нормальных условиях, так и в случаях неисправности этих устройств;
♦ приема и отправления поездов в условиях производства ремонтно-строительных работ на железнодорожных путях и сооружениях;
♦ производства маневров на станциях;
♦ выдачи предупреждений на поезда и другие положения, связанные с выполнением указанных операций.
Работники железнодорожного транспорта при исполнении служебных обязанностей должны быть опрятно одеты и содержать в чистоте рабочее место, а те, для кого установлена форма одежды и знаки различия, должны быть одеты в соответствии с«Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Так же имеются основные уставные документы Компании «ОАО «РЖД»:
1. Положение о правлении открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2004 г . № 265-р. [16].
2. Устав открытого акционерного общества «Российские железные дороги», одобрен постановлением Правительства РФ 18.09.2003 [17].
В Уставе определены цели, задачи и виды деятельности и другие направления в работе Компании ОАО «РЖД».
Для работы железнодорожного транспорта важное значение имеют высокая сознательность и строгое соблюдение ими дисциплины. Нарушение дисциплины может повлечь за собой угрозу для их жизни и жизни пассажиров, а также сохранности материальных ценностей.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Перечислите основные Федеральные законы, для чего они предназначены?
2. Кто в настоящее время является пользователем услуг железнодорожного транспорта?
3. Какие основные уставные документы используются Компанией ОАО «РЖД»?
4. Приведите виды перевозочных документов, используемых на ж.-д. транспорте.
5. Перечислите основные субъекты на рынке перевозок.
6. Дайте определения: груз, опасный груз. В чем отличие при перевозке груза от опасного груза?
7. Какие основные правила, используемые на железнодорожном транспорте? Их назначение и содержание?
8. Назовите основные инструкции, используемые на железнодорожном транспорте? Их назначение и содержание?
9.Какие требования предъявляются к перевозке грузов ж.-д. транспортом?
10. Какие требования предъявляются к перевозке пассажиров ж.-д. транспортом?
11. Что представляет собой «естественная монополия»?
12. Каково назначение ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»?
13. Что относится к железнодорожному подвижному составу?
14. Укажите специфику этапов реформирования железнодорожного транспорта.
15. В чем особенность третьего этапа реформирования на ж.-д. транспорте?
16. На основании какого документа осуществляется структурная реформа на транспорте?
17. Как разделились функции государственного регулирования и хозяйственной деятельности при реформировании ж.-д. транспорта?
18. Укажите основные цели структурной реформы железнодорожного транспорта?
19. Сколько департаментов включает в себя структура ОАО «РЖД»? Перечислите основные из них.
20. Почему возникла необходимость в реформировании отрасли железнодорожного транспорта?
21. В чем заключатся выбор оптимальной модели железнодорожного транспорта в России?
22.Дайте характеристику организационной структуре открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
23.Как подразделяется новая структура управления перевозками?
24. Какие основные функции в настоящее время возложены на Компанию «РЖД»?
источник: http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/YAT/UER/OKGD/METOD/KALIKINA/frame/2.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.