понедельник, 4 февраля 2019 г.

«Современный менеджмент — это Agile»

Программа DBA в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС существует уже четыре года и предназначена для первых лиц компаний, имеющих за плечами опыт успешных проектов. О том, как за это время изменилась программа и почему изменения были необходимы, Executive.ru рассказал директор программы DBA, доктор экономических наук Александр Гапоненко.
Executive.ru: Александр, расскажите, пожалуйста, каково соотношение hard- и soft-предметов в программе DBA?

Александр Гапоненко: Наша программа существует четыре года и по мере ее развития соотношение немного изменилось в сторону soft-предметов. Изменилось потому, что таковым было желание наших слушателей. Мы вообще стараемся сделать дизайн программы так, чтобы он отвечал актуальным потребностям слушателей, чтобы он давал им наибольшую ценность. Наши слушатели – это, как правило, первые или вторые лица компаний. Они все в большей степени концентрируют свое внимание на soft skills, на так называемых мягких навыках руководителя, не связанных со знаниями в конкретной области, а связанных с личностными качествами и установками (ответственность, креативность, уравновешенность, критическое мышление), а также социальными навыками (коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект) и менеджерскими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем).
Эти универсальные компетенции иногда называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Так, например, их интересует, как сделать, чтобы работники разделяли ценности? Это один из фундаментальных вопросов сегодняшнего менеджмента.
Сегодня традиционные методы и традиционные функции менеджмента перестают работать. Планирование, организация, стимулирование, контроль — ни одна из этих функций не работает применительно к формированию ценностей. И это касается не только ценностей. Как повысить доверие внутри компании? Как сделать так, чтобы у всех был командный дух? Как сделать так, чтобы все с энтузиазмом относились к своим обязанностям? Как сделать так, чтобы в компании утвердилась передовая корпоративная культура? Ответы на эти вопросы востребованы нашими слушателями.
Востребованы не только вопросы, относящиеся к управлению персоналом. Как создать мощный бренд? Также soft skills становятся в нашей программе более весомыми, потому что слушателями востребована тема личностного роста. Как сбалансировать свое внутреннее я? Как развивать креативность и критическое мышление? Как осуществлять лидерство? Как управлять конфликтами? Что есть развитие и как мы развиваемся? Как я понимаю развитие, себя, этот мир? У нас есть такая дисциплина — философия развития. Это тоже своеобразный soft skill. Все эти вопросы приобретают сегодня особую важность.
Executive.ru: Каких людей вы набираете на программу?
А.Г.: На DBA мы принимаем зрелых руководителей, имеющих за плечами успешные проекты. Эти руководители должны иметь опыт повышения квалификации либо на MBA, либо на похожей программе. Хотя мы это не ставим обязательным условием. У нас есть обязательный фильтр — собеседование. Должно пройти определенное время после того, как руководитель проходил повышение квалификации. У него должна быть потребность обновить свои знания и умения, потому что сегодня внешняя среда очень быстро трансформируется. То есть это люди, умеющие и желающие учиться.
Executive.ru: Вы сказали, что программа меняется под запрос слушателей. Как это происходит?
А.Г.: Это основной принцип нашей программы. Если кто-то попросит меня показать программу, я отвечу, что могу показать версию на сегодняшницй день. Будет ли версия программы на сегодняшний день совпадать с программой текущего учебного года? Строго говоря, нет.
Executive.ru: Отсутствие программы не смущает потенциальных слушателей?
А.Г.: Программа на самом деле имеется. Более того, потенциальным слушателям мы показываем центральную часть программы, которую мы не меняем. Этого достаточно для того, чтобы понять, что их ждет. Но у нас всегда есть определенная степень свободы. И за счет этого мы постоянно достраиваем, подстраиваем программу под те или иные запросы наших слушателей.
Executive.ru: Получается, у вас режим Agile. Насколько сложно это делать в рамках образовательных программ?
А.Г.: Сегодня не только в образовании, но и в любом деле, либо ты гибкий и быстро подстраиваешься, либо ты мертвый. У нас просто нет иного выбора. Есть еще один важный момент, который для нас заставляет быть agile. Мы находимся на финальной стадии аккредитации AACSB — это самая авторитетная аккредитация бизнес-школ в мире. Ее сложно пройти, аккредитационный период обычно — семь лет. Основной принцип AACSB: насколько ваши программы самосовершенствуются? И эта аккредитация нам очень помогает, мы постоянно совершенствуем и программу, и состав спикеров. У нас действует обратная связь по принципу 360 градусов — нам подсказывают и слушатели, и преподаватели, и аккредитационный орган.
Executive.ru: Есть ли российские бизнес-школы, которые уже прошли эту аккредитацию?
А.Г.: Надеюсь, что мы будем первыми.
Executive.ru: Можно ли говорить, что hard-предметы менее интересны для слушателей программы DBA?
А.Г.: Нет. Мы не заменили все hard-предметы на soft-предметы. Это было бы примитивно и совершенно неправильно. Hard-предметы по-прежнему важны, но soft-предметы важнее. Доля soft-предметов составляет примерно 60%. Смещение происходит из-за того, что происходит смещение в рыночной среде. Инновации больше не ведут к повышению конкурентоспособности. Все, что можно скопировать, будет скопировано.
И возникает вопрос: где факторы конкурентоспособности, которые относительно устойчивы? Что сложно скопировать? Корпоративную культуру, она выстраивается годами. Мощные бренды выстраиваются еще медленнее — десятилетиями. Акценты в ряду факторов конкуретноспособсности смещаются от явных знаний к неявным знаниям.
Executive.ru: Интерес слушателей к изучению и расширению картины мира растет?
А.Г.: На самом деле менеджмент меняется только по одной причине — все в большей степени именно менеджмент становится почти единственным фактором, который гарантирует конкурентоспособность. Все остальные факторы носят характер необходимых, но не достаточных. Вот создал человек бизнес, хорошо все организовал, подобрал неплохой персонал, внедряет инновации. Но все равно чувствует, что его позиции неустойчивы. Если это продвинутый руководитель, рано или поздно он начинает понимать, что менеджмент — это один из наиболее существенных факторов устойчивой конкурентоспособности для его компании. Уровень менеджмента в разных сферах творит сегодня чудеса.
Например, американская компания Morning Star. Она занимается тем, что выращивает томаты, потом делает из них пульпу, которую продает производителям конечных продуктов. Бизнес b2b, довольно простой. Менеджмент там такой, который не снился не только большинству наших соотечественников, но и тем, кто работает в Google и Apple. Благодаря менеджменту Morning Star выдает потрясающий экономический результат. Он существенно выше по сравнению с их конкурентами в этой же сфере в США, а тем более во всем остальном мире. Я сравнил экономические показатели Morning Star и лучего производителя помидоров в Краснодаре, они выше многократно. Они в в 1,3 раза выше, чем у ближайшего конкурента в США.
Еще один пример в финансовой сфере — Bridgewater Associates. Это организация, которую консультанты называют DDO (deliberately developmental organization). То есть организация осознанного развития. Это лучший в мире хедж-фонд, который управляет активами размером примерно $150 млрд. И делает это с фантастической эффективностью. У всех сотрудников есть корпоративные планшеты, с помощью специального приложения каждый может рассказать о позитивном и негативном опыте работы с любым из коллег. Дать обратную связь. Например, написать о том, что в работе вот с этим человеком мне не понравилось, что он с излишним напором отстаивает свою точку зрения и не прислушивается к остальным. В приложении это видят все. Это не анонимно.
Такая штука, если ее внедрить в другой организации, приведет к разрушению этой организации. Дело в том, что обычно люди не готовы выслушивать друг от друга замечания по существу. А в Bridgewater Associates достигли такой степени личностного развития персонала, что люди признают: это благо. Там персонал фантастический за счет того, что он постоянно растет.
В компании Bridgewater Associates есть и другое приложение, с помощью которого каждый сотрудник может написать, что в компании нуждается в улучшении. Такую запись тоже видят все. И люди начинают думать о том, как это улучшить. То есть и люди, и организация растут за счет собственной обратной связи.
Executive.ru: В России есть компании с таким же высоким уровнем менеджмента?
А.Г.: Строго говоря, нет. Однако у нас есть много отечественных компаний с достаточно высоким уровнем развития менеджмента. Одна из них — «Аскона»— уникальный российский пример, когда компания (она находится во Владимирской области, в городе Ковров) достигла удивительного уровня менеджмента. Сейчас это шведская компания, но основана она российским предпринимателем. Шведы как инвесторы поняли, что это отличная компания, купили ее и сохранили менеджмент.
Executive.ru: Как в программе DBA представлена технологическая реальность бизнеса? Вы изучаете новые финансовые технологии, возможности криптовалют, блокчейна?
А.Г.: Криптовалюты интересуют слушателей в меньшей степени. А вот об Agile мы говорим постоянно. Еще мы много говорим об искусственном интеллекте, с помощью которого сегодня можно по-другому построить некоторые виды бизнес-процессов. Мы рассказываем о блокчейне, но излишне не углубляемся в эту тему. Наша программа не для стартаперов, а для руководителей устоявшихся бизнесов. А для устоявшихся бизнесов сегодня важно, сталкиваясь с новой технологической реальностью, успешно преодолеть те новые рестрикции и барьеры, которые в связи с этим возникают, а также использовать новые открывающиеся возможности.
Для новых тем, о которых идет речь, для нас большая проблема — найти спикера. Не все специалисты, разбирающиеся в теме, готовы работать с аудиторией не из их сферы. Однако мы находим интересных спикеров. Например, как можно использовать искусственный интеллект в маркетинге и других направлениях? У нас есть спикеры, которые прекрасно об этом рассказывают.
Executive.ru: В какой форме проходят занятия на программе DBA?
А.Г.: Мы обычно приглашаем спикера, который может держать аудиторию минимум полдня, примерно пять часов. Часто спикер работает в аудитории целый день. Это не похоже на уроки в школе или занятия в вузе. Это погружение в тему. Что происходит в это время? Все, что угодно. Спикер рассказывает что-то аудитории, аудитория задает вопросы, происходят групповые виды взаимодействия.
Никто не регламентирует, когда можно задавать вопросы и т.д. Это постоянно микс: поговорили, потом что-то сделали, обсудили, задали вопросы. Это срежиссированная импровизация. У нас есть и деловые игры, и компьютерные симуляции (у нас есть лицензия на одну из лучших бизнес-симуляций, которая была разработана для бизнес-школы IMD).
Executive.ru: Как в программе DBA представлен AgileHR-tech?
А.Г.: По поводу Agile многие думают, что это методология, или метод, но это не совсем так. Agile — это, скорее, культура, набор ценностей и правил. Это другой взгляд на бизнес, процессы, персонал, на себя самого. Agile — это мета-концепция: все должно быть гибким. Agile приводит к совершенно другому менеджменту. Современный менеджмент — это Agile.
HR-tech тоже одна из основных тем у нас. Мы много внимания уделяем лидерству, стараемся подковать слушателей в части лидерских навыков. А также стараемся дать какие-то современные инструменты в части HR-технологий. Причем это HR для руководителей. Одно из недавних занятий, которое пользовалось бешеным успехом, это занятие, где спикером выступала Елена Витчак, в недавнем прошлом вице-президент по персоналу, член Правления АФК «Система». Елена — тот редкий случай, когда профессионал не только хорошо все знает, но еще и может хорошо об этом рассказать. Она говорила о современных подходах, о том, что необходимо знать первым лицам об HR-технологиях.
Мы стараемся каждую тему рассмотреть с разных точек зрения, поэтому приглашаем спикеров с разными мнениями. Чем больше калейдоскоп специалистов, которые выступают на программе, тем более объемной и цельной становится картина мира у слушателей.
Если HR-tech, блокчейн, искусственный интеллект — это отдельные темы, то Agile у нас интегрирован везде.
Executive.ru: Как все тенденции, о которых мы говорили, отражаются на тематике диссертаций?
А.Г.: Диссертации на нашей программе пишутся очень разные. У нас есть яркий пример, когда погружение в нашу среду помогло слушателю кардинально изменить свою жизнь. Человек занимался финансами в крупной государственной корпорации, но по ряду причин закончил свою карьеру там и создал собственный бизнес. Он написал диссертацию на тему маркетинга спортивно-развлекательного центра, связанного с экстремальными видами спорта. А потом создал такой центр. На мой взгляд, это одна из лучших работ о современном маркетинге, которую он написал применительно к конкретной и весьма нетривиальной организации.
Executive.ru: Как происходит выбор темы для диссертации?
А.Г.: Слушатели сами выбирают темы, им их никто не выдает. Часто бывает, что человеку сложно выбрать тему. Не потому, что он не знает, о чем писать, а просто не может сделать выбор между несколькими темами. Тогда мы начинаем это обсуждать. Не только тет-а-тет, но и в группе. Это очень помогает.
Мы ничего не навязываем, но говорим, что это должна быть научно-практическая работа. Это подразумевает какой-то практический проект. Причем есть основной текст и автореферат. Автореферат мы выкладываем в сеть. И то, что мы его выкладываем — дополнительная мотивация для человека написать действительно хорошую работу.
Executive.ru: Какова программа DBA в цифрах? Из каких индустрий пришли слушатели? Каков их возраст?
А.Г.: Распределение слушателей DBA по отраслевой принадлежности:
  • Промышленность — 12 человек;
  • АПК — 2 человека;
  • Строительство — 2 человека;
  • Энергетика — 2 человека;
  • Муниципальное управление — 2 человека;
  • Консалтинг и ИТ— 4 человека;
  • Услуги (финансовые, гостиничный бизнес, деловая авиация, фитнес) — 4 человека.
Если говорить о возрасте, у нас замечательный диапазон — от 32 до 60 лет. Средний возраст — около 40 лет. Это первые и вторые лица компаний и собственники компаний.
Executive.ru: Образовалось ли у вас сообщество слушателей и выпускников программы DBA?
А.Г.: Наша программа немногочисленна. У нас семь выпускников, на всех курсах сейчас учатся 21 человек. Выпускники общаются между собой по собственной инициативе, мы сейчас работаем над созданием специальной платформы для общения. В этом году мы планируем принять еще 10-12 человек. Сейчас идет набор, группа стартует в ноябре. Мы уверены, что массовость не для программы DBA. Именно камерность дает хороший результат. Поскольку наша программа постоянно меняется, возникают новые темы, приходят новые спикеры, мы приглашаем выпускников на те занятия, которых они не посещали. То есть у выпускников есть пожизненное право приходить к нам. Мы рады, когда видим их вновь.

Дополнительную информацию о программе DBA можно получить у Ирины Румянцевой, менеджера программы, по телефону: +7 (963) 764 8225, +7 (499) 956 9537 и на сайте ИБДА РАНХиГС

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.